Технологии золочения и реставрации.

Технология золочения сусальным золотом.

В настоящее время для золочения используются следующие материалы:

Сусальное (листовое) золото – золото 96-й пробы изготовляется путем ковки и укладывается в книжки по 10 и по 60 листов. Толщина листов измеряется микронами, поэтому различают сусальное золото по весу книжки. В продаже имеются книжки на 60 листов весом 1,25 г. , 1,4 г. , 1,6 г. ,1,8 г. , 2,0 г. 2,5 г.
Размер одного листа (русский стандарт) 91,5 х 91,5 мм , следовательно размер укрываемой площади равен 0,48 кв.м. , но так как золото укладывается на поверхность в «нахлест» , а при золочении объемной резьбы режется еще на более мелкие кусочки, то укрываемая площадь поверхности с одной книжки может уменьшаться до 0,35 кв.м.
При добавлении в золото серебра и меди (понижении пробы) достигают изменения цвета к красному или зеленому оттенку. Имеется в продаже итальянского, немецкого и английского производства.

Сусальное (листовое) серебро – аналогично сусальному золоту.

Поталь (шумиха) – металлическая фольга - заменитель сусального золота. Изготавливается из недорогих металлов, поэтому стоит недорого и имеет толщину в несколько превышающую толщину сусального золота, что облегчает работу, не требуя высокой подготовки поверхности и высокой квалификации позолотчика. Размер листа обычно 145 х 145 мм. Книжки по 25-30 листов. Соответственно укрываемая площадь 0,5- 0,6 кв.м. Поталь бывает под медь, под золото, под серебро и разных декоративных оттенков – жженая и пр. Как правило итальянского производства.

Основные методы нанесения
сусального золота.

Конечно, можно просто намазать поверхность, подлежащую золочению, чем- либо липким и аккуратно наложить на нее золото или поталь. Но тогда на потали будут видны все неровности поверхности, а если это золото, то и мелкие царапины, и мы не получим металлического эффекта. Поэтому для более качественного золочения требуется хорошая подготовка под золото.

Масляное золочение – это золочение предметов подверженных атмосферному влиянию, как-то кровли, церковные купола, решетки, а также и предметов внутренней обстановки. Масляное золочение выполняют по металлу, гипсу, папье-маше, дереву, стеклу, фарфору.

Технология масляного золочения:
Сначала расчищают рисунок, если это необходимо и подготавливают поверхность, заделывая шпаклевкой крупные впадины, щели, трещины, царапины и пр. Затем, после высыхания, зачищают шпаклевку. После наносят несколько слоев грунта, в зависимости от пористости поверхности, как правило, минимум три слоя. Грунт можно подкрашивать в разные цвета, что будет отражаться на цвете позолоты. Обычно это желтый, ораньжевый, темно-красный, коричневый и черный. Таким образом к цвету золота будет "слегка примешиваться" оттенок грунта. Высохший грунт обрабатывают наждачной бумагой и расчищают рисунок. Затем наносят от 6 до 10 слоев лака, со шлифовкой наждачной бумагой после каждых 2-х или 3-х слоев. Затем поверхность полируют до блеска, покрывают масляным лаком – мордан и накладывают золото или поталь на отлип.
При использовании технологии масляного золочения можно получать разные виды позолоты - матовое, матовое бархатистое, под зерно и блестящее (глянцевые) золочение.

Клеевое золочение – этот вид золочения используется для предметов внутренней обстановки, и в основном для золочения деревянных изделий. Клеевое золочение выполняют в основном по гипсу, папье-маше, дереву.

Технология клеевого золочения:
Сначала подготавливают поверхность, расчищая рисунок орнамента и заделывая шпаклевкой крупные впадины, щели, трещины, царапины и пр. Затем, после высыхания, зачищают шпаклевку и покрывают мездровым клеем. После наносят левкас – сметанообразная масса, состоящая из мела и клея. Наносят до 9 слоев с промежуточной шлифовкой и рассечкой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и полируют. После полировки поверхность можно подкрасить золотистой охрой смешанной с водой и покрыть желатинным клеем. Места нанесения золота смачивают водкой или спиртом разведенным примерно до 25 градусов и осторожно накладывают листочки золота. Подсохшую поверхность осторожно обметают мягкой кистью, убирая излишки. При использовании технологии клеевого золочения, золото получается матовое. Однако используя другие клеящие составы можно получить и глянец (блеск).

Полиментное золочение – этот вид золочения используется для предметов внутренней обстановки и дороже предыдущих видов в два – три раза, так как требует дополнительной подготовки поверхности и полировки золота. Однако декоративный эффект получаемого золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется. Полимент – это специально приготовленный состав основной компонент которого - мелкозернистая жирная глина темно-красного цвета (болюс).

Технология полиментного золочения:
Сначала подготавливают поверхность, расчищая рисунок орнамента и заделывая шпаклевкой крупные впадины, щели, трещины, царапины и пр. Затем, после высыхания, зачищают шпаклевку и покрывают мездровым клеем. После наносят левкас – сметанообразная масса, состоящая из мела и клея. Наносят до 9 слоев с промежуточной шлифовкой и рассечкой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и наносят полимент смешанный с яичным белком 5-б слоев. После высыхания полимент полируют сукном или щетинной кистью. Места нанесения золота смачивают водкой или спиртом разведенным примерно до 25 градусов и осторожно накладывают листочки золота. Дав немного просохнуть поверхности после нанесения золота, золото полируют агатовым зубком или аналогичным по свойствам камнем, после чего золото начинает блестеть.

Для нанесения потали в основном используются методы маслянного золочения.

Технология реставрации антикварной мебели.

С полной реставрацией лакового покрытия - это когда полностью удаляют смывкой остатки лакового покрытия.
Сначала с предмета смывают старое лаковое покрытие с помощью специальной смывки мягкими металлическими или пластиковыми щетками. Затем производят столярные работы: переклейка рассыпающихся частей, зареивание щелей, восстановление сколов и вклейка вставок на места утрат шпона, подбирая анологичный рисунок и породу древесины. Затем предмет подкрашивают морилкой, если это необходимо. После приступают к грунтовке шеллаком. Шеллачный грунт наносят до 12 слоев с предварительной сушкой и обработкой наждачной бумагой между слоями. Закончив грунтовку приступают к полировке поверхности шеллачной политурой специальным тампоном. Эта операция требует мастерства и опыта.

С сохранением старого лакового покрытия - это когда старое лаковое покрытие сохраняют, отмывая его от грязи или слегка обновляя.
Старое лаковое покрытие отмывают от грязи. Затем производят столярные работы: переклейка рассыпающихся частей, зареивание щелей, восстановление сколов и вклейка вставок на места утрат шпона, подбирая анологичный рисунок и породу древесины. Затем новые вставки подкрашивают морилкой, если это необходимо, и покрывают шеллаком. После возможно обновление старого лакового покрытия специальным тампоном пропитанным шеллачной политурой.


Главная

Фотоальбом

Наши координаты

Hosted by uCoz